"Сказка о тройке" Стругацких впервые была опубликована в иркутском альманахе "Ангара"

"Закон никогда не наказывает преступника, а только тварь дрожащую. Нисколько не похожую на того наглого, безжалостного мерзавца, который творил насилие". Это только одна из мыслей братьев Стругацких. А их, этих мыслей, - сотни, если не тысячи. Они писали о будущем - и светлом и грустном, и веселом и скорбящем. Но это будущее в их книгах - это зеркало наших дней. И так будет всегда. На этой неделе умер Борис Стругацкий. Какое отношение он имеет к нашей области. Самое прямое, как, впрочем, и ко всему человечеству...

"Закон никогда не наказывает преступника, а только тварь дрожащую. Нисколько не похожую на того наглого, безжалостного мерзавца, который творил насилие". Это только одна из мыслей братьев Стругацких. А их, этих мыслей, - сотни, если не тысячи. Они писали о будущем - и светлом и грустном, и веселом и скорбящем. Но это будущее в их книгах - это зеркало наших дней. И так будет всегда. На этой неделе умер Борис Стругацкий. Какое отношение он имеет к нашей области. Самое прямое, как, впрочем, и ко всему человечеству.

- Когда десять лет назад меня спрашивали, что же будет завтра, я говорил уверенно: будет всё то же самое, только немножко хуже. В 85 году произошёл перелом в развитии нашего общества, и то, что сейчас происходит, это, по сути дела, революция. Это коренной переворот всех оснований нашего общества. Но, как следсвие, полная неопределённость завтрашнего дня.
Двадцать три года назад Борис Натанович Стругацкий говорил это питерскому журналисту. Это одно из немногих его интервью, которое сохранилось до наших дней. Они, братья Стругацкие, Аркадий и Борис, вообще-то не любили давать интервью. На этой неделе, девятнадцатого ноября, Бориса Стругацкого не стало. Аркадий Стругацкий ушёл из жизни в 91-м.

- Я не знаю, где их брали, но ходили по рукам машинописные варианты, и мы сидели, по ночам сидели, на печатных машинках что-то набирали. Я сидела, разбивала пальцы, мы же были люди щедрые и добрые. Прочитали сами, хотели передать другому. Мы были настоящие, советские интеллигенты, - говорит журналист Хадича Дулатова.
В 1968-м году произошло удивительное событие - вышла в свет "Сказка о тройке", считается, это было продолжение знаменитого романа Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Что здесь удивительного? Да просто то, что "Сказка" впервые была опубликована не где-нибудь, а в Иркутске. Альманах "Ангара", главный редактор - Юрий Самсонов, в редколлегии - Ростислав Филиппов, Елена Жилкина и другие... Потом им всем отважный поступок ох как аукнется.

- Потому что, по сути, это ярко выраженный антисоветский материал. И каким-то образом это было напечатано в Иркутске, в выпусках литературного альманаха "Ангара". Я в то время был в Иркутске, скупил тут всё, что нашёл. Во всех киосках, несколько десятков экземпляров отвёз в Новосибирск, а вот эти два остались у меня, - говорит профессор ИГУ Николай Буднев.
Вот они, эти два номера "Ангары". Цена - сорок копеек, тираж - три тысячи экземпляров. За четыре десятка лет их успели изрядно потрепать, буквально зачитать до дыр.

- Приходя - не радуйся, уходя - не грусти.
- Всё дело в том, чтобы научиться утираться. Плюнут тебе в морду, а ты и утрись. Сначала со стыдом утерся, потом с недоумением, а там, глядишь, начнешь утираться с достоинством и даже получать от этого процесса удовольствие…
- Каждый человек - человек, пока он поступками своими не показал обратного.
- Подвиг - поступок насмерть перепуганного человека.
- Если человек бесчестен, то он бесчестен до конца.
- Слишком трудно было быть его другом: он никогда и ни в чем не был доволен собой, а потому никогда и ни в чем не давал спуску окружающим.

- Вы представьте - волны гасят ветер. Мы привыкли к чему? Что ветер рождает волны, то есть новое что-то рождает изменения в обществе. А тут наоборот: волнения в обществе тормозят внешние влияния, представляете, как интересно? Совсем по-другому оказывается, - говорит профессор ИГУ Олег Кузьмин.
У него - своя история познания Стругацких. Жаль, что лампочка перегорела, а так - шикарный был светильник. В основе - патефон, со всеми его пружинками, болтиками и, естественно, пластинкой. Фантастическим мастером Владимир Соколов стал лет тридцать назад. Тогда при знаменитой Сенежской творческой даче была создана экспериментальная студия художественного проектирования и дизайна. Там Соколов познакомился с Андреем Тарковским и подружился с художником фильма "Сталкер" - Рашидом Сафиуллиным.

- И нам туда Тарковский привозил "Сталкера", фильм тогда ещё не вышел на экраны. И вот с этого момента где-то уже под коркой сидит у тебя, когда я посмотрел этот фильм, испытал такое шоковое состояние. Первый просмотр, он настолько был впечатляющим для меня, и больше тридцати лет я под впечатлением того просмотра, - говорит художник, дизайнер Владимир Соколов.
Так случилось, что Стругацкие буквально вернули художника к жизни. Он перенёс тяжёлую болезнь, говорит, чуть было не отчаялся. Но рядом была любимая жена Нина, а в планах - замысел грандиознейшей выставки "Пикник на обочине".

- Я ощущал, что для меня сейчас каждая выставка может стать последней. И "Пикником..." закрыть себя, закрыть тему, было бы самое, что ни на есть. И потом, "Пикник на обочине", когда начинаешь глубже туда уходить, в это произведение, появляется желание сделать "Пикник-2", "Пикник-3","Пикник-4" и всё, как говорится, до гробовой доски хочется делать этот проект. Потому что он бесконечен. Он бесконечен в плане фантазии, для художника там такой Клондайк... Вот опять же, спасибо Стругацким. Что они жили, что их не закрыли. Они просто молодцы, - говорит художник, дизайнер Владимир Соколов.
Работая в соавторстве, они создали целый мир. Мир братьев Стругацких. Писатели, сценаристы и теперь уже классики. Их именем названа малая планета под номером 3054.

- Вот я не посвящён в большую науку, и они как бы через литературу тебя посвящают в то, чего мы не понимаем порой. Мы начинаем познавать. Вот есть большой маяк, большая идеология, когда шаг влево, шаг вправо и тебя уже могут застегнуть, сказать: ну-ка, возвращайся, дорогой. И вот когда появляются такие маячки, как Стругацкие, в то, в тяжёлое время, когда такая стратегическая идеология была, мощная. И большое счастье, что появились эти люди. И можно уйти от всего, не видеть, не слышать, - говорит художник, дизайнер Владимир Соколов.
- Это было не обычное, не рядовое, не просто литературное-общественное явление в Советском Союзе 60-70-х годов, - говорит профессор ИГУ Николай Буднев.
Семнадцать экранизаций, их повести, романы и рассказы разлетелись на бесконечное множество цитат. Но, мне кажется, лучшее они говорили не в книгах, в жизни: "Я не могу говорить голодному и немытому человеку - забудь обо всём и читай книжки. Мне кажется, что это было бы безнравственно".

- Что касается вот конкретно нашей судьбы, нашей революции, то, видите ли, революционеры хотят одного, контрреволюционеры или противники перестройки хотят другого, в результате получится нечто совершенно третье. Что хотелось бы почувствовать, вообразить себе, представить. Вот когда мы себе это представим, вот тогда у нас появится материал для новой книги, - говорит писатель-фантаст Борис Стругацкий.