Завороженные металлом - Настоящая ковка от настоящих мастеров

Валерий Кондратьев: «Металл – живой, подвижный материал»

Кузнецы всегда были двигателями прогресса, поскольку с металлом связаны практически все стороны жизни человека: от быта до оборонной промышленности.

 

Дело мастера боится

 
 
 

Без кузнеца ни одно село не существовало. Если в селе был кузнец, то это было показателем того, что живут здесь зажиточно. О развитии кузнечного дела в городе Иркутске, сегодня «РР» рассказал художник, кузнец, член Союза кузнецов России, академик Кузнечной академии имени Зимина, председатель Иркутского регионального отделения Союза кузнецов России, генеральный директор ООО «ЭлитМеталл - Дизайн» Валерий Кондратьев.

Сегодня идет всевозможная реклама - и там кузница открылась, и здесь заказы принимают. Но все же настоящих кузнецов можно по пальцам пересчитать. Как и в старину, настоящий мастер - явление штучное, и та работа, которую он делает, неповторима, индивидуальна, со своей особенной авторской отметиной. Кузнец - художник, в его руках вековая мощь: огонь, горн, наковальня и металл. Металл в руках мастера становиться податливым «учеником». Он перенимает частичку души и труда, превращаясь в произведения кованого искусства.

В нашем городе металл обращают в шедевры люди, которые заворожены и «больны» им. Все они являются членами Союза кузнецов города Иркутска: Кондратьева Вера, династии Сливка и Лаптевых, Смирнов Игорь и другие мастера своего дела.

- Возрождать сейчас кузнечное ремесло довольно сложно, - говорит Валерий Иванович, - так как новые технологии упростили, сделали доступным выпуск того, что называется «ширпотреб». Существует немало фирм, которые покупают заготовки, а затем собирают из них металлические изделия, выдаваемые за ручную работу.

Традиции кузнечного мастерства есть кому наследовать. 

 
 

Кузнец - во всяком деле молодец

 
 

Валерий Иванович Кондратьев занимается художественной ковкой более 30 лет. Закончил Строгановское училище в Москве. Затем поехал работать в Калинин - нынешнюю Тверь, там развернулся замечательный проект «Золотое кольцо России». Тверь попала в число городов, объединенных проектом, который предполагал прием постоянного туристического потока. Потребовалось развивать систему общепита, а для художников появилась возможность интересной работы: тогда они сделали немало кованых украшений, модной в тот период чеканки. И буквально преобразили Тверь. Вот после этого Валерий Иванович задумался о серьезном изучении навыков кузнечного дела. Искал мастеров, учился у цыган. Потом жизнь привела его в Сибирь, которая стала ему домом. Свое ремесло он привез с собой.

- Но теория - это одно, а практика дается в настоящем деле. Пока сам себе не отобьешь пальцы, не обожжешься, пока сам не почувствуешь энергию и свечение металла, кузнецом не станешь. Чтобы овладеть всеми методами кузнечного дела, нужно время, годы. Огонь и металл завораживают, становясь для человека допингом, без которого не обойтись. Металл - это живой, подвижный материал. Когда его нагреваешь, он уже сам начинает вести за собой твою фантазию. Из него можно вылепить все, что угодно, так же, как из горячего стекла, как из глины.

Живой металл

Уже больше двух десятков лет - столько же существует Союз кузнецов России - в подмосковной Балашихе в музее кузнечного искусства проходит ежегодный Всероссийский фестиваль кузнецов. В Донецке в конце сентября много лет проходит кузнечных дел праздник, куда съезжаются и финны, и канадцы, и шведы. Праздник настолько полюбился горожанам, что мэрия выделила парк под кованые скульптуры. И этот единственный, уникальный музей кузнечного искусства под открытым небом стал теперь гордостью Донецка.

Иркутское региональное отделение Союза кузнецов России еще совсем молодо - оно образовалось в 2007 году. Но работы вошедших в него мастеров уже обрели уважение и популярность у иркутян. Впервые во всей красе раскрывающий душу в руках художников металл предстал перед широкой публикой чуть больше года назад на выставке «Поющий металл» в дни фестиваля «Сияние России». А в этом году иркутские кузнецы провели свой первый фестиваль «Гефест». Он открылся в АЭМ «Тальцы» в первые дни сентября. Запоминающихся, особенно в художественном смысле, событий на фестивале было немало. Из самых выдающихся можно назвать два. Открытие проходившего в это же время БЭФа было организовано тоже в Тальцах, и представители политической элиты Сергей Миронов и Игорь Есиповскийк наковальне не просто подошли, но даже что-то «подковали». Профессионалам за помнился маленький и блистательный урок мастера: знаменитый на весь мир кузнец, член-корреспондент Академии художеств Владимир Марков выковал из небольшого куска металла байкальского омуля.

Омуль, выкованный мастером Владимиром Марковым. 

 
 

В планах Валерия Ивановича Кондратьева - заняться обучением кузнечному ремеслу студентов Иркутского художественного училища, о чем уже ведутся переговоры. Загвоздка только в том, что нужна база, то есть кузня. И наш город получил бы уверенность в том, что настоящему мужскому делу будут обучаться десятка два парнишек. А заодно и ковать свой характер в уважении к труду старых мастеров и овладевать современными технологиями.

- Пройдите по улицам Иркутска, - предлагает Валерий Иванович, - и вы увидите удивительно красивые кованые работы, которые сделали мастера-кузнецы больше ста лет назад. Напоследок я хочу сказать, что когда-то кузнечное ремесло пытались уничтожить, сейчас же происходит переворот в умах людей. И все, что мы не ценили, начинаем ценить заново.

 

Автор: Олеся Санина

 

Фото: Николай Каминский