Тайны нашего кино. Золотой теленок

В 1968 году состоялась Премьера первой экранизации романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок". После показа в зале повисла тишина - у зрителей осталось двоякое впечатление от фильма. Затем посыпалась критика - мол, не смешно. И лишь спустя годы телезрители оценили и комедию, и Бендера-Юрского по достоинству. Как снимали легендарную картину Швейцера, смотрите в программе "Тайны нашего кино". Идея снять фильм по роману "Золотой теленок" возникла у режиссера Михаила Швейцера еще в 1964 году. Но целых два года у него ушло на получение разрешения на съемки у чиновников, поэтому к работе приступили только в 1966 году. В ролях Остапа и Шуры Швейцер видел Сергея Юрского и Леонида Куравлева, которые с блеском исполнили роли в его фильме "Время, вперед!". Однако Госкино потребовало провести кастинг. Образ Остапа на себя примеривали Александр Пороховщиков и Владимир Басов. Швейцер пригласил было на пробы и Арчила Гомиашвили, однако актера не отпустили из театра в Грузии. Впрочем, Гомиашвили все-таки станет сыном турецко-подданного - чуть позже, в "12 стульях" Леонида Гайдая. Шуру Балаганова мог сыграть Вячеслав Невинный, а Михаила Паниковского - Ролан Быков. Но тут вмешалась судьба. Однажды режиссер попросил своего друга Зиновия Гердта подыграть Невинному на пробах, чтобы подменить Быкова, пока тот в отъезде. Гердт так вошел в роль, что Швейцер понял, что нашел настоящего Паниковского и отказал Быкову. Зиновий Ефимович хотя и был немного смущен (до этого он был больше известен как актер театра кукол), но согласился. Правда, поставил одно условие: его Паниковский будет не отвратительным типом, как в книге, а жалким. Как хромота помогла актеру в создании образа? И что такого страшного случилось с ним на съемках? Когда Швейцер утвердил Зиновия Гердта, всем стало ясно, что на роль Шуры Балаганова больше подходит Леонид Куравлев, нежели Невинный. А на роль Адама Козлевича, водителя автомобиля "Антилопа Гну", Швейцер выбрал ленинградского актера Николая Боярского - дядю знаменитого нынче Михаила Боярского. Натуру 30-х годов для съемок тоже пришлось изрядно поискать, пока Швейцер не остановил свой выбор на городке Юрьев-Польский во Владимирской области - именно он и стал Арбатовым. Приезд съемочной группы для городка стал настоящим праздником для местных жителей, своего рода развлечением. И что любопытно, даже сейчас, спустя почти полвека, в Юрьев-Польском можно найти знакомые по фильму виды. Например, то самое здание, откуда выкидывали Паниковского. Город Черноморск снимали в Одессе, а работа над остальными эпизодами, в том числе над сценой, когда Остапа обирают на румынской границе, проходила в Москве. Рассказывает Сергей Юрский: - Это снималось на совершенно пустом аэродроме в Тушино - тогда это была пустыня внутри города. Снималось зимой, и я за это заплатил тяжелым воспалением легких, потому что все реально было - снег, множественные дубли... - Оказывается, в конечную версию фильма вошло далеко не все, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. - При монтаже был вырезан целый двадцатиминутный эпизод (из-за цензуры, конечно) - "Воронья слободка" с участием Анатолия Папанова в роли Васисуалия Лоханкина. К сожалению, полностью фрагмент не сохранился, но небольшая сцена невероятным образом уцелела. И телезрители ТВЦ обязательно её увидят! А как был изменен финал картины? И какую роль в жизни Сергея Юрского сыграл режиссер Михаил Швейцер? Что за драму пришлось пережить семье Швейцера?

Ведущий: Иван Усачев.

Возрастные ограничения: 12+.