Прогноз Иркутск
. 17 oC ясно

Петр Турчанинов - мастер своей эпохи

03.12.2012 23:02 3158

Волшебники действительно существовали. И наверняка существуют. Они умеют запросто заворожись любого. Заставить остановиться, окаменеть на месте. Они даже могут вас превратить в другого человека. Но и платят они за это невозможно дорого. Да, они рассчитываются за свое мастерство - душой и жизнью. Но отдают их они не дьяволу - а нам. Таким был Петр Турчанинов. Старо как мир. Чтобы тебя признали гением, надо умереть. Это про него.

- Да, это его работы, но они ещё не реставрированы.Вот это работа третьего курса. Вот, эскиз к работе "Городская жизнь".
Даже эти рулоны со студенческими рисунками и эскизами коллекционер и антиквар Максим Крылов хранит как самую большую драгоценность. Два года назад к нему в руки попало уникальное наследие художника, которого уже нет в живых, и чьё имя было незаслуженно забыто. А сегодня живописца и графика Петра Турчанинова называют гением.
- Удивительно талантливый и самобытный.... Говорят, он был очень жизнелюбивым человеком, а вот она, жизнь, так часто была к нему несправедлива...
- Ну вот, у меня фотография которая сама как картина. Здесь дворик, запряжённая лошадь, отец и мать с ребятишками, среди которых узнаётся сам Пётр Турчанинов, его брат, его сестра, - говорит искусствовед Татьяна Ларёва.
Он родился в Иркутске в небогатой, но дружной семье. Скорее всего, его предки прибыли в Сибирь во времена Столыпинской реформы, и через много лет он, потомок тех переселенцев, в память о непережитых им самим событиях, напишет удивительные картины. Вот они - "Переселенцы", а вот их тяжкий "Быт"
В тысяча девятьсот пятьдесят пятом Пётр Турчанинов поступает в Иркутское художественное училище, оттуда же уходит в армию. Служит в Морфлоте, вот, фотография тех времён. И даже по армейскому снимку видно сразу - в бескозырке художник. После был московский Суриковский институт, отделение графики и живописи. И живя в столице, Турчанинов не терял времени даром: обошёл все крупные музеи, и не просто смотрел - учился. Открыл для себя Левитана, Саврасова, Сурикова, древнерусское искусство. В дневнике делал пометки, и теперь этот блокнот тоже свидетель становления художника.
- Вспоминают Турчанинова как очень скромного, застенчивого даже человека. Который как бы уходил на второй план в жизни, но в искусстве он всегда был лидером. Это личность уникальная, удивительная, и судьба его во многом оказалась трагичной. Пётр Андреевич - порождение своего времени, своей эпохи, её выразитель, её жертва в какой-то степени, - говорит искусствовед Татьяна Ларёва.
Жизнь в Москве не сложилась, скорей всего, это была личная трагедия. Первая любовь к однокурснице по имени Валентина оказалась несчастливой. И художник вернулся в Иркутск. Говорят, что даже выполняя госзаказы, Пётр Андреевич умудрялся экспериментировать. С материалами, с техникой... Вот, казалось бы, "Шахтёр" - сюжет простейший, что здесь можно выдумать? Но даже в чёрном цвете масса оттенков. Импрессионизм в лучших его проявлениях, говорят искусствоведы.
- Основная работа выполнялась на палитре. Он брал фон,одежду и лицо, и уже потом вводил другие цвета обогащая палитру. Получается, что всё произведение выполнено в едином колористическом ключе,но очень много оттенков, - говорит искусствовед Татьяна Ларёва.
И вот здесь как бы происходит то, что он опережает своё время. Он не вписывается в него. Творческая среда очень сложная. Где-то не принимают его, или замалчивают, наверное, сам факт его существования, его творчества вызывал определённую зависть. Ревностное чувство у его собратьев по кисти. Художник - натура очень чувствительная. Не все сильные, не все герои, не все способны на преодоление каких-то больших препятствий, действительно, слова порой страшнее пистолета. Художественная критика - это очень страшно. Будучи ранимым по сути, после своего полотна "В лодке" Турчанинов замыкается, уходит в себя, и вот в этом какая-то большая жизненная тайна. Почему, что заставило уйти его из пространства художественного,замкнуться в своём маленьком мирке. Он продолжал писать, но никому же не показывал свои работы, - говорит искусствовед Татьяна Ларёва.
"Городская жизнь", мужские, женские портреты. Особенно хорош вот этот, "Девочка", необыкновенно трогательный образ. И критики уже успели сравнить её с "Мадонной" Рафаэля. А вот казалось бы обыкновенный куст в лесу, но от пейзажа изумрудного цвета глаз невозможно отвести. И вот что значит настоящий художник - его вдохновляла даже разбитая дорога. Лужи, грязь, другой бы мимо прошёл, ещё б и поругался. А он и тут разглядел отражение неба.
Отдельного слова достоин "Волшебный лес" его нужно смотреть с определённого угла, тогда чаща откроется во всей красе, как-будто оживёт. Немного похоже на современный 3D эффект. И сегодня трудно представить, что все эти работы сохранились чудом. Счастье, что они оказались в руках знатоков- незадолго до смерти Пётр Турчанинов продал их знакомым, те, в свою очередь, предложили коллекцию Максиму Крылову.
- Может быть, они бы вообще потерялись во времени, они осыпались бы, та гора, которая лежала на полу,перед реставрацией, там полотна начинали осыпаться. И все холсты нужно было укреплять, - говорит антиквар Максим Крылов.
Два года продолжалась реставрация. Картины возвращали к жизни лучшие специалисты Иркутска. Все работы расчистили, укрепили красочный слой, перетянули заново холсты. По каталогу из Европы заказали уникальные рамы, и они похожи на деревянное кружево. Уже издали каталог и большую книгу. В ней на русском и английском языках биография художника и подробный анализ его творчества. Какова дальнейшая судьба коллекции? Хотелось бы, чтобы она стала основой галереи Петра Турчанинова. Ведь пока бесценное наследие хранится в квартире, а для ТАКИХ шедевров нужны особые условия. И самое главное, каждый, кто захочет, должен любоваться ими. Особенно это будет полезно студентам, будущим художникам.
- Турчанинов будет для них, как эталон. Как мастер самого высокого класса, которого сегодня приравняли к Врубелю, Серову, Фешину. Те были мастера - в своё время, Турчанинов был мастер в своей эпохе. Но уровень мастерства-одинаковый. И мне обидно, почему, к примеру, европейское авангардное искусство стоит бешеные деньги, а наши професионалы, настоящие профессионалы, не оценены по достоинству,- говорит антиквар Максим Крылов.




Комментарии