Прогноз Иркутск
. 16 oC пасмурно

Притяжение музыкой

08.02.2009 06:56 2939 Бизнес

– Самое большое влияние оказал на меня папа,– говорит Денис Мацуев. – Я вылеплен его руками полностью. Недавно на иркутском телевидении мне приготовили сюрприз: нашли фильм о моем папе, снятый местной студией кинохроники в 1978 году. Показали отрывок, где отец занимается со мной трехлетним, а потом я играю свой вальс , посвященный маме. На меня это произвело колоссальное впечатление. Знаете, с тех пор ничего не изменилось: так же он со мной работает, до сих пор я не представляю, как можно заниматься без него. Конечно, огромное влияние оказали педагоги: Доренский, Писецкий, Наседкин. Все дирижеры, с которыми я работаю, многие музыканты, с которыми приходилось общаться. Но папа стоит на особенном месте. Человек, который долгое время был одной из самых ярких личностей в музыкальной жизни Иркутска: он писал музыку к спектаклям, преподавал в театральном училище, сам великолепноиграл на фортепиано. Он постоянно что-то придумывал, находился в насыщенном творческом процессе. И вдруг в 1991 году все бросил, переехал в Москву, где стал и кухаркой, и прачкой, и педагогом, и водителем, и менеджером – все в одном лице. Он пожертвовал всем, чего достиг, решив, что образование сына для него важнее. И мама, и папа вложили в меня не только силы, время, старание дать лучшее, как делают большинство родителей, – они в меня верили. Тот шаг, на который они пошли, бросив устроенную жизнь в Иркутске и поехав в Москву, стал определяющим в моей жизни. 85 процентов тех успехов, которые выпадают на мою долю, – это их заслуга. Они сумели меня убедить в том, какой путь нужно выбрать.

 
 

Консерваторский педагог Дениса Мацуева знаменитый пианист Сергей Доренский убежден, что его ученик обладает необычайной способностью: в отличие от большинства артистов он совсем не волнуется перед выходом на сцену.

 
 

– Бог дал мне силы не волноваться, – размышляет вслух Денис Мацуев. – Творческое волнение присутствует, но это не трясущиеся коленки или руки. Мне, наоборот, хочется поскорей выйти на сцену и быстрее донести публике то, что я придумал. Каждый концерт – это некий спектакль, на который приходят люди. Симфонические вечера – это не увеселительные спектакли, не шоу-бизнес. Это тяжелая работа, к которой должны быть готовы зрители, приходящие на концерты.

 
 
 

Поэтому Мацуев убежден, что надо заниматься воспитанием публики: последовательно приучать в течение всего сезона к тому, как она должна себя вести, чтобы не было аплодисментов между частями музыкального произведения, звонков мобильных телефонов итому подобного, – Раньше такого в иркутских залах не было. Но публику воспитывали: на сцене филармонии перед каждым концертом выходил удивительный музыковед, многосторонне образованный человек Владимир Сухиненко. Я помню, как завороженно слушал его зал. Конечно, такие яркие личности – редкость, сегодня можно назвать только Бэлзу, который уже второй раз приезжает на наш фестиваль. Возможно, хлопки в зале в неподходящий момент объясняются тем, что человек впервые пришел в концертный зал благодаря нашему фестивалю. Башмет весьма остроумно ответил на вопрос о том, как онотносится к аплодисментам между частями произведения: «Когда я такое слышу, знаю, что у меня в зале появился новый слушатель». Говорю об этом не в укор, ни в коем случае, – это дает мне уверенность, что надо воспитывать зрителя и чаще проводить фестиваль. Иркутск всегда был богат своими культурными традициями, личностями, мы немного потеряли в девяностые годы, но возвратим – я уверен в этом. Каким образом мы это сделаем? Возможно, через введение традиции объединения музыкантов в фестивальные оркестры, обмены коллективами. Пошел на пользуопыт создания объединенного фестивального оркестра в этом году. Нужно строить в Иркутске концертный зал. Новый концертный зал с гениальной акустикой «Мариинка-3» стал сенсацией музыкального сезона. И я уже говорил с Гергиевым, чтобы он помог выйти на японского специалиста, сделавшего феноменальную акустику в Мариинке. Мы должны не стоять на месте, а построить новый зал с акустикой не хуже. Необходимо улучшать оркестры в провинции. Нужна программа специальных грантов, которые позволили бы приехать в иркутские оркестры новым музыкантам, ездить отсюда на стажировку, приезжать как можно чаще для работы с оркестром разным дирижерам. Нельзя, чтобы у артиста формировалось ощущение бесперспективности, живой творческий обмен необходим. И мы будем этому способствовать. Иркутск достоин этого, и мы можем это сделать.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Автор: Ольга Серебренникова

 
Фото: Николай Каминский

Комментарии